По итогам расследования нами выявлено шесть отклонений от первоначального варианта украшения: колье и брошь совмещены искусственно (застежка изначально была брошкой-бабочкой); бриллианты вынимались из колье трижды, и подлинных камней в нем не более 12 из 27; отсутствует черная бархатная подкладка (обязательный элемент склаважа, оберегавший шею от ранения); появляется футляр (не был изначально изготовлен для украшения); у брошки пропадает булавка, с помощью которой она крепилась на платье, а вовсе не на колье; пропали бриллиантовые застежки.
Что касается самого колье, то подобные изделия по способу ношения назывались в XVIII веке на французский манер эсклаважем (от esclave, что в переводе означает "раб"), поскольку по форме напоминали рабский ошейник. Затем это слово трансформировалось в "склаваж" и, наконец, в русское "складень". Он плотно обтягивал шею - в знак того, что владелица изделия является рабыней богини Венеры. Иногда к складню подвешивали определенные украшения. Отсюда возникает конструкция, которую в случае с проданным в Женеве колье попытались воспроизвести в середине XX века неизвестные умельцы: на складень прицепили брошь-бабочку. Французы подобные банты называли "ханжа". Они должны были прикрывать ямочку на шее дамы, свешиваясь с колье как подвеска. На изделии же, выставленном в Женеве, неизвестные мастера XX века прикрепили брошь на одной линии с ожерельем. По словам Кузнецовой, из попытки таким образом улучшить конструкцию драгоценности "ничего хорошего не получилось". Кстати, во времена Екатерины Великой бриллиантовые банты были многофункциональными. Это могла быть пряжка на поясе, брошь и заколка. По мнению Кузнецовой, колье носили без бантика. Его закрепляли на шее сзади с помощью алмазных завитков-хвостиков, пропавших после 1927 года. Вместо них появились золотые застежки и два дополнительных бриллианта. Понятно, что, если продавать ривьеру отдельно, это не произведет впечатления на современных модниц.
Даниэла Машетти уверена, что "сейчас уже невозможно установить, кто именно и когда создал это украшение". Ведущий научный сотрудник Эрмитажа Лилия Кузнецова (она специализируется на ювелирных украшениях XVIII века) готова с этим поспорить. Во всяком случае она считает, что выставленную на аукцион вместе с колье брошку-бабочку, превращенную позднее в застежку, изготовил известный ювелир Леопольд Пфистерер. В России он работал с января 1764 года до середины 1790-х. Хранитель рукописных и архивных фондов музея-заповедника "Московский Кремль" Татьяна Тутова указывает на наличие гравировки, сделанной на оборотной стороне броши ее создателем. Однако покупатели могут удостовериться в подлинности изделия лишь в том случае, если будет проведена почерковедческая экспертиза надписи. Для этого ее необходимо сравнить с другими "автографами" Пфистерера, хранящимися в Алмазном фонде.
Дело в том, что проданную на аукционе "очень ценную вещь" подлинной в полном смысле этого слова назвать нельзя. Высокая цена "исторических" драгоценностей определяется именно их историей, а не стоимостью материалов. При этом в "биографии" такой реликвии все ходы, что называется, должны быть записаны. В данном случае это непременное условие не было соблюдено. Внешне колье, запечатленное на фотографиях 1920-х годов, и то, что продавалось на аукционе "Сотби" в 2005 году, действительно очень похожи. Но для начала неплохо было бы сравнить вес изделий. В каталоге об этом информации нет. Ничего не сказано в справочнике и об огранке бриллиантов. Если изделие подлинное, все камни должны быть так называемой старой огранки, существовавшей до 1907 года. Они меньше блестят, но, как считается, создают ощущение глубины. Есть версия, что в колье Екатерины II было 27 бриллиантов - именно столько и на выставленном в Женеве ожерелье. Но в драгоценности, проданной Гохраном за границу в 20-х годах, было 25 бриллиантов. Это несоответствие составители каталога объясняют тем, что римские цифры на колье, которые могли обозначать количество камней, имеют пропуски. Однако архивные документы опровергают эту догадку. По документам 1796 года, в колье Екатерины числилось 25 камней. Проблема, однако, в том, что в этом подлинном виде изделие не дошло даже до середины XIX века. Из документов становится известно, что из колье 13 "середнихъ камней вынуты". Подобные изъятия практиковались и позднее. Например, "5 декабря 1841 года вынуто 3 Брильянта весом 4 3/325 кр. на диадему с жемчугами и отпущены Ювелиру Болину. Осталосъ в Склаваже 12 Брильянтовъ". То есть из 25 бриллиантов эпохи Екатерины к середине XIX века осталось меньше половины камней. Если же учесть "украшательство" более позднего времени, назвать эту вещь "особо ценной драгоценностью" можно с трудом.
На прошлой неделе в Женеве аукционный дом "Сотби" продал, как указано в каталоге, "очень ценную императорскую драгоценность" из России. Речь идет о бриллиантовом колье второй половины XVIII века, состоящем из 27 крупных камней с декоративной застежкой, принадлежавшем некой "даме с титулом". В прошлом такого вида украшения именовались "ривьерой": камни расположены как непрерывный речной поток. Почему лот назван "особо ценным", можно было понять не из официального издания уважаемой фирмы, а из слов главы отдела драгоценностей аукциона Даниэлы Машетти. Она не исключила, что "дама с титулом", которой принадлежало колье, - сама императрица Екатерина II. Видимо, поэтому "Сотби" первоначально оценил лот в 1,176-1,960 миллиона долларов. Правда, стартовая цена была значительно скромнее: 265 тысяч долларов. Возможно, в последний момент продавцы и аукционисты учли высказанные экспертами сомнения в том, что колье именно то, за что его пытались выдать, - подлинная фамильная драгоценность императорской семьи, некогда украшавшая шею царицы. Однако грамотный предпродажный пиар сделал свое дело. По итогам довольно напряженных торгов - в аукционе принимали участие представители десяти покупателей в зале и два по телефону - изделие ушло от анонимного продавца к анонимному же покупателю более чем за 1,5 миллиона долларов. Но что на самом деле было продано? Как показало наше расследование, точного ответа на этот вопрос в момент продажи, похоже, не знал ни продавец, ни покупатель.
Проданное на аукционе в Женеве "Колье Екатерины" имеет мало общего с подлинным украшением российской императрицы
Время собирать камни /PОбщество
47 (493) / Время собирать камни
Комментариев нет:
Отправить комментарий